От древности до современности.

В крылатом выражении – «Все новое – это хорошо забытое старое», пришлось убедиться и мне, педагогу дополнительного образования ГУСО УСРЦ «Кедр» Забайкальского края. В рамках Комплекса мер Забайкальского края «Развитие в Забайкальском крае на 2022 – 2023 годы социальной поддержки семей с низким уровнем дохода» в наше учреждение поступило новое оборудование, пособия и материалы художественного творчества.

Педагог дополнительного

образования

Плотникова Галина

Владимировна.

Когда я стала рассматривать  наборы художественного творчества, которые выполняются в различных техниках, разбежались глаза от увиденного разнообразия материалов. Какие яркие и необычные краски, кисти различных мастей. Заготовки из дерева для декупажа, яркий рефлёный картон для квилинга, очень эстетичные наборы для бусино и бесеро плетения. Материалов много, имеются готовые наборы с пошаговыми инструкциями и наборы для самостоятельного творчества. Особенно заинтересовали наборы рисования по воде (эбру).  Хотя, как педагог дополнительного образования, я знакома с некоторыми техниками художественного творчества, в процессе работы мне пришлось познакомиться и с новыми техниками.

Итак, в центре «Кедр» начали свою работу творческие мастерские «Креатив», рассчитанные на детей из семей с малым доходом.

 Благодаря поступившим материалам и оборудованию несовершеннолетние получили возможность расширить свои знания, умения и навыки в художественно – прикладном творчестве. Для многих воспитанников технологии были представлены впервые. Путем видео презентаций дети знакомились и историями их возникновения. Оказывается, данные искусства положили свое начало еще в древности. А сейчас вновь стали популярными и востребованными. Особенно, полюбившимися у детей стало: валяние из шерсти; декупаж, квилинг и  витражная роспись.

Мне, как педагогу захотелось делать интересные, необычные игрушки своими руками из экологически чистого материала — шерсти. Свое желание старалась передать и своим ребятам.

На занятиях мастерских «Креатив» мы изучали новые технологии, в том числе и валяние. Чтобы окунуться в мир валяния и изготовить эксклюзивный подарок я поставила перед собой и  детьми следующую цель: узнать, какие существуют основные способы валяния, полученные знания применить на практике в изготовлении эксклюзивных подарков. Валяние – процесс создания различных изделий из непряденой шерсти путем сцепления и переплетения её волокон различными способами. Есть много различных способов валяния- сухое, мокрое, нуно – войлок, валяние из вязанных вещей. У этой техники есть и другие названия – фелтинг или фильцевание. Эти слова происходят от английского слова felt.

Они переводятся как войлок, фетр, валять шерсть или сбивать войлок. Из шерсти получаются замечательные валяные украшения, предметы интерьера, вещи и конечно игрушки.

   Декоративно-прикладное искусство в наши дни является особым видом изобразительного искусства, в котором используются не только традиционные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества. Творческие мастерские «Креатив» включают тему занятий «Витраж». Витраж – (фр.vitrage от лат. vitrum – стекло) – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла и других материалов, пропускающих свет. В основе витража лежит эскиз художника.  При создании витражных композиций используются самые различные изобразительные средства, приемы и формы художественного выражения. Занятия расширяют представления воспитанников о социальной значимости декоративно-прикладного искусства, активизируют собственную творческую деятельность воспитанников в этой области. Дети получают в результате своей работы и рисунок и игрушку. Это – пленочный витраж. Техника выполнения проста: на предварительно выполненный эскиз накладывается плотная пленка, обычно мы используем толстый файл – конверт, сюжет рисунка наносится витражным контуром. Необходимо дать время подсохнуть контуру, прежде чем работу можно будет продолжить, при нанесении контура напоминаем, что линии должны быть замкнутыми, чтобы краска держалась, не «убежала». Затем каждая часть заливается, витражной краской, точнее выдавливается из тюбика в соответствии цветовому эскизу. В этот момент необходимо проследить, чтобы ребята аккуратно заполнили цветом рисунок, доводили краску до контура, не оставляли просветов, иначе витраж будет дырявым. В чем плюсы пленочного витража? Главное – это материал без запаха, не токсичен, быстро сохнет, удобен в работе для маленьких художников. Творческая активность, увлеченность своей работой, некритическое отношение к ее результатам, большая продуктивность и быстрота выполнения рисунков характеризует начальный этап изобразительной деятельности обучающихся. Одна из главных задач в работе над витражом, росписи по стеклу состоит в развитии творческих способностей детей. Для стимулирования творческих способностей у учащихся и осознанного восприятия действительности необходимо развивать такие психические качества и свойства личности, как воображение, фантазию, наблюдение, зрительную память, глазомер и другие . В последнее время очень много говорится о сотворчестве учащихся и преподавателя. Пробуждение в каждом ученике увлеченности знаниями, желание к творчеству и учебе, к самостоятельной работе, к самообразованию, развитие творческой фантазии учащихся на уроке – залог успеха, а также верный педагогический расчет на то, что детские положительные эмоции к проводимым занятиям помогают успешно решать воспитательные и образовательные задачи. Чем старше становятся дети, тем задания усложняются, изменяется процесс работы в создании самого витража. Педагогу необходимо экспериментировать, искать новые возможности в росписи по стеклу – этому с удовольствием занимаются и дети.

Хочется рассказать еще об одной из применяемых и интереснейших техник в аппликации — это декупаж. В процессе ознакомления воспитанников с техникой декупаж используются методы и приемы работы, что и в традиционном изобразительном творчестве.

Начинается всё с предварительной работы: мотивации, чтобы у ребенка могла зародиться идея; беседы, рассматривании иллюстраций, картин, открыток, сувениров, чтения, художественных произведений и т. д.  Всё это направлено на развитие у детей воображения, фантазии, творчества.

   Проводится знакомство с материалами и техникой выполнения работы: отличие техники декупажа от аппликации состоит в том, что клей наносится поверх салфеточного фрагмента, уже расположенного на украшаемом предмете, а не с обратной стороны, как при аппликации из бумаги.

Работа с детьми может отражать тематику событий, праздников, традиций.

   Декупаж – это аппликация, но аппликация особенная – покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.

  Материал и оборудование, которое мы используем в работе с детьми: клей ПВА, лак акриловый, краска акриловая, двух или трёхслойные бумажные салфетки, баночки для клея, кисти, подносы, клеёнки, ножницы, влажные салфетки, ещё может использоваться грунт, чтобы выровнять деревянную поверхность. Основой для декупажа могут стать любые предметы, сделанные из самых различных материалов, -дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи пластика. Это могут быть деревянные рамки, мебель и шкатулки, стеклянные и фарфоровые блюда, вазы, кашпо, пластмассовые коробки, доски, игрушки, картонные упаковки и многое другое. Главное, чтобы поверхность выбранного для декорирования предмета была гладкой и удобной для размещения картинки.

В процессе совместной деятельности дети познакомились с нетрадиционной техникой декупаж при декорировании различных предметов.

Воспитанники с удовольствием занимаются оформлением, им интересно и увлекательно. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, стимулирует творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить, ребёнок начинает творить. Декорирование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Данная техника особенно ценна тем, что имеет гарантированно положительный результат, особенно она, подходит для детей с повышенной тревожностью. Работая в технике декупаж, дошкольники на личном примере убеждаются в том, что у них все получается.

Третьего июня мы встречали гостей из Москвы, актеров — участников  Забайкальского кинофестиваля. С большим удовольствием вручили гостям подарки – сувениры, приготовленные при помощи данных техник своими руками. А в технике витражной росписи в фойе учреждения, к приезду гостей раскрасили окно над входной дверью.

    Работа мастерских продолжается, планируем делать выставки детских работ и ярмарки – распродажи.                  

Создание поделок на занятиях творческих мастерских «Креатив» дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенными, но они принесут много радости и творческое удовлетворение обучающихся.