Наставничество, как одна из форм воспитания.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Наставничество – это процесс добровольнической деятельности граждан по бескорыстной поддержке воспитанников государственных учреждениях социального обслуживания Забайкальского края, целенаправленного формирования личности, интеллекта, физических сил, духовности, подготовки к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Это общепринятые определения, касающиеся процесса целенаправленного формирования личности и профессиональной подготовки молодежи. Что же такое наставничество в учреждении? Какова его роль в работе с «трудными» детьми? В данном случае речь пойдет о наставничестве, как об инновационной форме и средстве профилактики среди воспитанников государственных учреждений. Наставничество – это, прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Безусловно, только искренность и принятие человека таким, какой он есть. Нужно быть готовым к постоянному проявлению недостатков, отрицательных черт характера и иметь терпение снова давать подростку шанс. Дети всегда испытывают взрослых, они очень не доверчивы и только проявление правдивости и выполнение данных подростку обещаний поможет наладить контакт. Наставник не дает оценку, не судит, оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Самое главное и сложное, «вырвать» подростка из ассоциальной среды. Систематические беседы в неформальной обстановке, беседы «по – душам», на всевозможные темы которые, интересуют подростка – служат основой для доверительных отношений.
Существуют правила общения между наставником и воспитанником, предписываемые педагогами – психологами, которые необходимо соблюдать для достижения конструктивного взаимодействия и желаемого результата.
1. Не приказывать. Следует помнить, что такого рода общение вызывает протест. Этот прием категорически не приемлем в профилактике девиантного(трудного) поведения воспитанников и тем более, в выстраивании доверительных отношений.
2. Не угрожать. Угроза – это признак слабости и педагогической несостоятельности и некомпетентности наставника. Следует помнить, что угроза провоцирует конфликт и не способствует установлению отношений сотрудничества.
3. Не проповедовать. «Ты обязан…», «На тебе ответственность….». Конечно, в процессе воспитания нельзя не призывать воспитанников к ответственности, иначе, педагогика теряет смысл. Но речь идет именно призыве, о полном понимании воспитанником чувства ответственности и добровольного принятия этого качества характера человека.
4. Не поучать. Это правило вытекает из предыдущего. Наставник должен помнить о том, что недопустимо навязывать свою точку зрения.
5. Не подсказывать решения. «На твоем месте я бы…» — такого рода фразы чаще произносят с оттенком превосходства и как правило, ущемляют самолюбие людей вообще, а тем более подростка. Нужно помнить, что задача наставника научить воспитанника принимать решения самостоятельно и самому нести за них ответственность.
6. Не выносить суждений. Такой тип общения вызывает протест и сопротивление у воспитанников, даже в случаях, когда они абсолютно правы. Особенно дети «трудные», которые постоянно находятся в подобном состоянии ко всем вокруг.
7. Не оправдывать и не оправдываться. Такая форма общения снимает некоторое напряжение, но не дает результатов. В отношении с «трудными», особенно, нужно создавать ситуацию успеха.
8. Не ставить «диагноз». Эта форма общения непременно насторожит воспитанника и настроит против наставника.
Наставничество можно трактовать как взаимодействие старшего и младшего, более мудрого, влиятельного человека и ребенка. Характерной чертой таких отношений является игнорирование любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя «на равных». Но в то же время, важно не потерять субординацию.
Практика наставничества считается неким принципом служения, без ожидания награды. Она нацелена на помощь воспитаннику, в освоении мира социума, на создание новой среды общения и положительные ценностные представления, приобретение самостоятельных навыков и положительного жизненного опыта.
Как стать наставником детей попавших в трудную жизненную ситуацию и детей-сирот, и детей оставштхся без попечения?

1.Позвонить нам.

2.Посетить информационную встречу.

3.Начать общение с несовершеннолетним.
По вопросам наставничества обращаться по адресу: Забайкальский край, Улётовский район; с. Улеты, ул. Школьная 2 «а» ГУСО УСРЦ «Кедр»; Директор: Суханов Аркадий Михайлович; Конт. тел.: 53-5-35